Список форумов belrussia.ru  
 На сайт  • FAQ  •  Поиск  •  Пользователи  •  Группы   •  Регистрация  •  Профиль  •  Войти и проверить личные сообщения  •  Вход
 Подводный флот Его Величества. Следующая тема
Предыдущая тема
Начать новую темуОтветить на тему
Автор Сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 06, 2009 6:58 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Image

Капитан I ранга (впосл. контрадмирал) Э. М. Шенснович. Начальник Кронштадтской школы подводного плавания.

Щенснович Эдуард Николаевич (1852–1910). Окончил Морское училище (1871). Участник обороны Порт-Артура — командир эскадренного броненосца «Ретвизан», подорванного японцами при нападении на русские корабли в ночь на 27 января 1904 г. Командовал «Ретвизаном» в бою с японской эскадрой в Желтом море 28 июля 1904 г., был ранен. Награжден орденом Св. Георгия [468] 4-й ст. (1904) и золотым оружием с надписью «За храбрость» (1906). Первый в русском флоте «Заведующий подводным плаванием» (1905–1908), которому был непосредственно подчинен Учебный отряд подводного плавания в Либаве. Офицер подводного плавания по первому списку (1907). С ноября 1908 г. по август 1909 г. состоял начальником Учебно-минного отряда Балтийского флота. В августе 1909 г. произведен в вице-адмиралы и назначен членом Адмиралтейств-совета. Скончался 20 декабря 1910 г., был похоронен в Санкт-Петербурге на Выборгском кладбище (до наших дней не сохранившемся).

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 06, 2009 7:06 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Более полная биография:

Image

Эдуард Николаевич Щенснович (1852-1910), создатель русской школы подводного плавания

Щенснович, Эдуард Николаевич из дворян, отец офицер. Закончил Морской корпус (1871), мичман (1872), плавал на разных кораблях Балтийского моря. После окончания Минных классов (1876) остался там преподавателем. В 1878 году как лучший специалист направлен на Парижскую выставку для ознакомления с новейшими достижениями в области электротехники. С 1880 года командует различными кораблями Балтийского флота, проводит опыты с минным оружием. В 1885 г. в чине капитана 2-го ранга был направлен в Сибирскую флотилию Тихого океана, где заведовал миноносцами и их экипажами. Через год его возвращают в Кронштадт, здесь он командует броненосцем береговой обороны, затем минным крейсером. По окончании Николаевской морской академии (1898), направлен в США командовать строящимся на верфи в Филадельфии броненосцем «Ретвизан».

Русско-японская война.

В ночь с 26 на 27 января 1904 г. стоявшие на рейде Порт-Артура русские корабли, в том числе броненосец «Ретвизан» под командованием капитана 1-го ранга Щенсновича, были атакованы японскими миноносцами — началась Русско-японская война. В результате попадания торпеды «Ретвизан» получил серьезные повреждения и был отведен командиром на мелководье. В дальнейшем броненосец своей артиллерией наносил урон врагу, участвовал в отражении ночных атак японских миноносцев. После заделки пробоины, броненосец «Ретвизан» участвует в сражении эскадры в Желтом море с японским флотом 28 июля 1904 г., при неудачной попытке прорваться во Владивосток. Для восстановления нарушенного боевого порядка эскадры, во время одного из боев, командир «Ретвизана» своим маневром отвлек на себя весь огонь противника, пытался таранить флагманский японский корабль. В этот момент сам командир броненосца едва не был сражен разорвавшимся снарядом. Множество осколков поразили голову капитана 1-го ранга, контузили брюшную полость.

Награжден орденом Св. Георгия 4-й степени, орденами Св. Владимира 3-й и 4-й степени с бантом, орденами Св. Станислава трех степеней, Золотой саблей с надписью «За храбрость».

Подводный флот.

После окончания войны и возвращения из японского плена Э. Н. Щенснович получил назначение на Балтику, где «за отличие по службе» был произведен в контр-адмиралы и назначен младшим флагманом. Указом Императора Николая II от 19 марта 1906 г. назначен заведующим подводным плаванием и первым командиром Отряда подводного плавания. Это было первое подводное формирование, включавшее все имевшиеся подводные лодки Балтийского флота. Щенснович стал первым организатором практического подводного плавания в русском флоте, по его инициативе в России появилась первая настоящая база для подводных сил. Всего за два года в Порту Александра III (военной гавани Либавы) построили специальный бассейн на 20 подводных лодок, оборудованный всем необходимым для субмарин и их команд — от пирсов до учебных лабораторий.

Сам талантливый и деятельный офицер он считал, что «...подводник должен быть высоконравственным, не пьющим, бравым, смелым, отважным, не подверженным морской болезни, находчивым, спокойным, жизнерадостным и отлично знающим свое дело». Эта идея легла в основу разрабатываемых в то время «Правил плавания в подводном флоте и отбора людей для службы на подводных лодках».

В 1908—-1909 командир Учебного минного отряда, куда входил и Отряд подводного плавания.

Полученные ранения давали о себе знать, его назначают, в чине вице-адмирала, членом Адмиралтействсовета. Руководя комиссией по пересмотру «Положения о кондукторах русского флота» в совете, адмирал готовит докладную записку по поводу наших недостатков в минувшей войне, промахов, повторявшихся в отечественном судостроении, но довести до конца эту работу не успел.

Автор ряда работ по применению минного оружия: «Краткие записки общего курса минного искусства» (1880 г.), «Руководство по общему курсу минного искусства» (1884—1888 гг.), «Общие взгляды на миноносцы и минные крейсера...» (1888 г.) и др.; научные статьи в «Морском сборнике», а так же книга воспоминаний «Плавание броненосца Ретвизан с 1902 по 1904 гг.».

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 06, 2009 7:10 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

А вот фото броненосца немного не по теме, но просто очень красивый корабль.
Smile

Image


Броненосец «Ретвизан»

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 06, 2009 7:24 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Так еще раз ставлю одну фотографию. Здесь лодка слегка подробней. Без лодки фото, увы, нет. Crying or Very sad

Image

А.С. Боткин (1866–1936) и его подводная лодка «Челим»,
спроектированная и построенная в 1903–1904 гг.


Боткин Александр Сергеевич (1866–1936). Сын Сергея Петровича Боткина (1832–1889), выдающегося русского медика, педагога и ученого. Окончил Военно-медицинскую академию с занесением на мраморную доску (10.11.1890), доктор медицины (25.01.1892). В мае 1892 г. переведен в Морское ведомство с назначением младшим судовым врачом на крейсер «Рында». Мичман по экзамену (13.12.1893), продолжал до 1894 г. службу на том же крейсере вахтенным начальником. В 1895–1896 гг. состоял помощником начальника Гидрографической экспедиции для изучения устьев рек Енисея и Оби и части Карского моря (на парусной барже «Лейтенант Скуратов» и пароходе «Лейтенант Овцын»). Руководитель экспедиции А.И. Вилькицкий назвал его именем мыс в бухте Находка Обской губы Карского моря. Лейтенант за отличие по службе (6.12.1896). Зимой 1897 г. участвовал в исследовании озера Байкал в экспедиции Ф.К. Дриженко (на пароходе «Иннокентий»). В 1898 г. снова был помощником начальника Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана А.И. Вилькицкого (на пароходе «Пахтусов»), в том же году в Санкт-Петербурге выпустил книгу «Материалы по изучению Обской губы Енисейского залива». В 1900 г. находился в Минном и Артиллерийском отрядах Балтийского моря. В 1903 г., состоя прикомандированным к Главному морскому штабу, спроектировал и начал строить полуподводное судно «с особыми приспособлениями для ныряния». Осенью 1905 г. производил опытную эксплуатацию своей лодки «Челим» во Владивостоке. В декабре 1905 г. вышел в отставку с чином капитана 2 ранга.

Приходился родным братом лейб-медику Евгению Сергеевичу Боткину, расстрелянному вместе с царской семьей в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 г. Во время Гражданской войны, выехав из Крыма, представлял белое правительство в Париже и Риме. С 1923 г. обосновался в Италии, сначала под Римом, позже в Сан-Ремо, занимался медициной. Скончался в марте 1936 г. (его жизни посвящена книга: Battistelli Zaoli A. Aleksandr Sergeevic Botkin. San Remo, 1998).

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 28, 2009 12:04 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Image

Подводная лодка «Кефаль» во Владивостоке. Под командой В. А. Меркушова на ней в декабре 1909 г. впервые были совершены плавания подо льдом Амурского залива

«Кефаль». В апреле 1904 г. по проекту «Протектора» американской фирме «Lake Torpedo Boat Co.» были заказаны пять лодок («Кефаль», «Бычок», «Палтус», «Плотва», «Сиг») с условием постройки в течение пяти месяцев для последующей перевозки на Дальний Восток. Лодки строились в Бриджпорте (штат Коннектикут) по проекту С. Лейка и в разобранном виде доставлялись в Либаву, где собирались в построенных фирмой временных мастерских. Головная «Кефаль» была готова 22 апреля 1905 г. и первой из четырех отправлена по железной дороге во Владивосток, куда прибыла в начале августа 1905 г. Первое погружение состоялось 12 октября, а с 14 октября лодка уже выходила в море. К началу Первой мировой войны лодки этого типа, находившиеся во Владивостоке, были сданы в порт. «Сиг» был оставлен в Либаве, [586] где в декабре 1905 г. начал формироваться Учебный отряд подводного плавания. Входил в состав отряда до 1913 г., после чего был исключен из состава флота и сдан в порт. В начале Первой мировой войны, 2 августа 1914 г., «затоплен для закупорки» прохода в Порт Императора Александра III.

Тактико-технические данные: водоизмещение 153/187 т; длина, ширина и осадка соответственно 22, 3,6 и 3,7 м; скорость 8/4 узла; дальность плавания 250/17 миль полным ходом, скорость погружения 7 м., глубина погружения до 30 м; вооружение: три торпедных аппарата (два носовых решетчатых и один кормовой трубчатый).

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 28, 2009 12:06 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Image

Порт Императора Александра III в Либаве. Мост через портовый канал

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 28, 2009 12:07 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Image

Дом командира Порта Императора Александра III в Либаве

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 28, 2009 12:11 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Image

Могила Василия Александровича Меркушова (1884–1949)
и его жены, Марии Ивановны Меркушовой (урожденной Воронцовой-Вельяминовой, 1887–1962).
Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, Франция, 2009 год. Автор фото – Николай Горский (С.-Петербург)

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 28, 2009 12:13 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Image

Портрет Василия Александровича Меркушова на его могиле.
Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, Франция, 2009 год.
Автор фото – Николай Горский (С.-Петербург)

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дроздовский
Администратор


Зарегистрирован: 21.02.2009
Сообщения: 7416
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Фев 08, 2010 1:20 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Искал кое-какие биографии и натолкнулся на весьма интересную биографию британского офицера, подводника, погибшего далее в борьбе против большевиков:

Фрэнсис Ньютон Аллан Кроми (англ. Francis Newton Allan Cromie; 30 января 1882, Ирландия — 31 августа 1918, Петроград) — кэптен (капитан 1-го ранга) британского Королевского военно-морского флота. Один из первых британских подводников. Кавалер русского ордена святого Георгия 4-й степени.

В начале Первой мировой войны командовал подводной лодкой D-6. Затем в чине лейтенант-коммандера принял командование лодкой Е-19 (в состав её экипажа входили 3 офицера и 28 нижних чинов), которая в сентябре 1915 совершила прорыв в Балтийское море и вошла в состав флотилии подводных лодок, действовавшей на Балтике против немецкого флота. За прорыв награждён орденом св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом, за первый боевой поход — орденом св. Анны 3-й степени с мечами.

Был самым успешным британским подводником на Балтийском театре военных действий. Во время боевого похода, продолжавшегося 14,5 суток, Е-19 потопила 4 немецких парохода, 3 парохода выбросились на берег, а один шведский пароход с контрабандой был приведен в порт Ревель, где конфискован после судебного разбирательства (потопленные суда везли в Германию из Швеции железную руду). Во время похода британские подводники действовали в соответствие с действовавшими международными правилами — экипажи пароходов предварительно пересаживались в шлюпки или переводились на другие корабли. Так, экипаж парохода «Директор Риппенхаген» (Direktor Rippenhagen) был взят на борт лодки и переведён на встречное шведское судно. Шлюпки с парохода «Никомедия» (Nicodemia) Е-19 отбуксировала в сторону берега.

Главным успехом Е-19 стало торпедирование в западной Балтике немецкого крейсера «Ундине» (Undine) 7 ноября 1915. Кроми выпустил по крейсеру две торпеды, в результате чего корабль быстро затонул. За этот бой он был награждён высшей русской офицерской наградой за храбрость — орденом св. Георгия 4-й степени. Британское командование наградило Кроми орденом «За выдающиеся заслуги» (The Distinguished Service Order, DSO). Русская императорская семья пригласила его к обеду. Он был произведён в чин коммандера и назначен командиром флотилии подводных лодок.

После большевистской революции и выхода России из войны, Кроми отказался передавать британские лодки немцам, как это предусматривалось соглашением о перемирии между большевиками и Германией. Первоначально он перевёл флотилию в Гельсингфорс, а после высадки немецких войск в Финляндии руководил взрывом и затоплением лодок.

Направил служившего в качестве офицера связи на британской подводной лодке E1 Георгия Чаплина в Архангельск, для организации там антибольшевистского переворота и подготовки высадки там английских войск. В июне 1918 он встретился с двумя латышскими агентами ВЧК, которые выдавали себя за представителей московского контрреволюционного подполья. Кроми представил их разведчику Сиднею Рейли, а также дал им рекомендательное письмо к британскому дипломатическому представителю в Москве Роберту Брюсу Локкарту. Кроме того, он поддерживал связь с участниками антибольшевистской организации «ОК», в состав которой входили сотрудники Регистрационной службы Морского Генштаба.

После убийства главы петроградской ЧК М. С. Урицкого и покушения на В. И. Ленина 30 августа 1918 большевистские власти приняли решение арестовать британских дипломатов и разведчиков. 31 августа чекисты ворвались в здание британского посольства в Петрограде. Кроми оказал им вооружённое сопротивление и был убит. Кроми застрелил нескольких большевиков и сам получил пулю в голову.

Российский военно-морской историк А. Г. Больных дал такую характеристику Кроми (называя его капитан-лейтенантом):

Цитата:
Он проделал огромную работу, спасая сотни невинных людей от зверств революционных банд. Капитан-лейтенант Кроми погиб на лестнице британского посольства в Петрограде, когда подстрекаемая чекистами пьяная толпа ворвалась туда. Он был одним из пионеров британского подводного флота. Его блестящие тактические уроки хорошо послужили подводникам, пришедшим ему на смену. Капитан-лейтенанта Кроми больше помнят за его мученическую гибель, однако он заслужил монумент за свой вклад в развитие тактики действий подводных лодок. Его походы показали истинное значение подводной лодки в морской войне.


В 1919 в состав танкового батальона русской белой Северо-Западной армии входил танк «Капитан Кроми» (британского производства, типа Mk.V), участвовавший в октябрьском походе на Петроград.

_________________
"У меня с большевиками основное разногласие по аграрному вопросу: они хотят меня в эту землю закопать, а я не хочу чтобы они по ней ходили".

Генерал-майор Михаил Гордеевич Дроздовский.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
igorigor
старший унтер-офицер


Зарегистрирован: 19.12.2009
Сообщения: 313

СообщениеДобавлено: Пн Фев 08, 2010 11:46 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Image

Экипаж подводной лодки "Окунь". За бой 3 июня 1915 года весь экипаж был награжден Георгиевскими крестами 4 ст. , а командир - старший лейтенант Василий Александрович Меркушов (сидит - третий слева) орден Св. Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени.
Видно, что герои с приведенной фотографии совершили две самые первые торпедные атаки в истории российского подводного флота, пусть они были не совсем удачными, приобретенный опыт безусловно пригодился в последующих более успешных атаках, но эти были первыми!

Подводная лодка "Окунь" - заложена на Балтийском заводе в первой половине 1904 г., спущена на воду 31 августа того же года, до сентября 1905 года на подводной лодке производились переделки, необходимость которых была выявлена в процессе испытаний подводной лодки "Касатка" - установили среднюю рубку, увеличили площадь горизонтальных рулей. До 11 марта 1906 г. числилась в классе миноносцев. Два бензиномотора "Панар" в 1911 году были заменены таким же дизелем с динамо-машиной, что и на подводной лодке "Макрель".

После модернизации была направлена в Учебный отряд подводного плавания, находившийся в Либаве. Участвовала в 1-й мировой войне, совершила 7 боевых выходов.

3 июня 1915 года, находясь на позиции перед Ирбенским проливом в 20 милях к западу от маяка Люзерорт, обнаружила отряд германских броненосных крейсеров ("Принц Альберт", "Принц Генрих" и "Роон"), шедших в охране 10 миноносцев, и пыталась атаковать крейсеры, прорвавшись через линию миноносцев охранения. Идя под водой и полагая по шуму винтов, что лодка миновала линию миноносцев, командир (ст. лейтенант В.А. Меркушев) всплыл под перископ для атаки. В момент залпа четырьмя торпедами, в перископ был обнаружен в 40 метрах от лодки, идущий на нее полным ходом немецкий миноносец "G-135". Срочно погрузившись, лодка все же оказалась под миноносцем, который, пройдя над ней, сильно согнул перископ, однако не причинил каких-либо более серьезных повреждений.

Выждав удаления неприятельских миноносцев, предпринявших поиск лодки, командир после четырех часов пребывания под водой всплыл и, осмотревшись, направился под берег к Михайловскому маяку, где находились русские миноносцы. Выпущенные лодкой торпеды попаданий не имели.

Подводная лодка "Окунь".
Тактико-технические элементы после модернизации
Длина, м - 33,5
Ширина, м - 3,35
Осадка, м - 3,4
Водоизмещение надводное/подводное, т - 140 / 177
Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. - 1х100 / 1х100
Скорость надводного/подводного хода, узл. - 8,5 / 5,5
Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль - 700 / 30
Глубина погружения, м - 50
Вооружение:
Торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого - 4.

Информация по истории п/л "Окунь" взята со страницы - http://www.navy.ru/users/lapin/Imperial/okun.htm
А вот здесь http://www.tsushima.ru/war1914_baltsea_baltflot_1915.htm есть описание действий Балтийского флота в Первой мировой войне. Привожу текст имеющий отношение к самым первым боевям операциям с участием подводных лодок.

3.06.1915 г. Подводная лодка "Окунь" атаковала броненосные крейсера "Роон" и "Принц Адальберт", попала под таран миноносца охранения. Погнут перископ и леерная стойка.

28.06.1915 г. Боевое соприкосновение 6-го дивизиона минной дивизии с броненосцем береговой обороны "Beowule", легким крейсером "Аугсбург", двумя миноносцами и шестью тральщиками противника. Боевое соприкосновение эсминца "Новик" с германским легким крейсером "Любек" у Ирбенского пролива. Подводная лодка "Окунь" атаковала легкие крейсера противника "Аугсбург" и "Любек". Действия русских эсминцев и подводных лодок сорвали артиллерийский обстрел Виндавы (Вентспилса).

29 - 30.06.1915 г. Немецкие крейсера и эсминцы обеспечивали действия тральщиков, тралящих прибрежные воды между Бакгофеном и Виндавой (Вентспилсом). Им противодействовали русские эсминцы и подводные лодки.

1 - 3.07.1915 г. …. У Рирксгефта была развернута английская подводная лодка "E 9", у Люзерорта - подводная лодка "Макрель", у Стейнорта - подводная лодка "Окунь".

Полный послужной список В. А. Меркушова, составленный к 1 марта 1919 г. с дополнениями по 23 января 1921 года (РГА ВМФ, ф. Р-2246, оп. 1, д. 94)

I. Чин, имя, отчество и фамилия

Старший лейтенант Василий Александрович Меркушов.

II. Должность по службе

По назначению.

III. Ордена и знаки отличия

Имеет знак об окончании полного курса наук Морского кадетского корпуса; знак об окончании классов Подводного плавания. Светло-бронзовую медаль в память 100-летия Отечественной войны, медаль в память Гангутской победы, медаль за отличное выполнение мобилизации в 1914 году. Орден Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом, орден Св. Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени. Георгиевское оружие.
Особое вознаграждение за десятилетнюю службу в подводном флоте в размере 75% от основного оклада содержания.

Иностранные: орден Почетного легиона Кавалерского Креста.

IV. Когда родился

8 декабря 1884 года.

V. Из какого звания происходит и какой губернии уроженец

Из потомственных дворян Таврической губернии.

VI. Какого вероисповедания

Православного.

VII. Где воспитывался

В Морском кадетском корпусе.

VIII. Получаемое на службе содержание

Получает в год: жалованья... столовых по должности.

IX. Прохождение службы

Когда в службу вступил и произведен в первый офицерский чин, производство в следующие чины и дальнейшая служба: военная, гражданская и по выборам; переводы и перемещения из одного места службы или должности в другую с объявлением по какому случаю; по воле начальства или по собственному желанию; когда отправился и прибыл к новому месту службы; награды: чинами, орденами, знаками отличия, Всемилостивейшие рескрипты, Высочайшие благоволения.

Поступил в Морской кадетский корпус воспитанником 1 сентября 1898.
Переведен в младший специальный класс 1 сентября 1902.
Действительная служба считается с 1 сентября 1902.
Произведен в младшие гардемарины 9 сентября 1903.
Произведен в старшие гардемарины 9 сентября 1904.
Высочайшим приказом по Морскому ведомству за №594 произведен по экзамену в мичманы 21 февраля 1905.
Циркуляром Главного штаба за №48 зачислен в 19-й флотский экипаж 21 февраля 1905.
Предписанием штаба 2-й флотской дивизии за №436 назначен на подводную лодку "Сиг" для обучения подводному плаванию 28 апреля 1905.
Отправился в Порт Императора Александра III по назначению 29 апреля 1905.
Циркуляром штаба Кронштадтского порта за №3444 переведен в 9-й флотский экипаж 19 декабря 1906.
Приказом по Морскому ведомству за №196 переведен в Сибирский флотский экипаж 3 сентября 1907.
Приказом и. д. командира Владивостокского порта за №1511 прибывшего по переводу в срок числить налицо с 8 октября и службу в Сибирской флотилии считать с 3 сентября 1907, т. е. со дня перевода.
Его же приказом за №1520 назначен командовать подводной лодкой "Кефаль" 15 октября 1907.
Подводную лодку "Кефаль" принял и в командование вступил 20 октября 1907.
Его же приказом за №1585 назначен помощником командира подводной лодки "Палтус" с оставлением в должности командующего подводной лодкой "Кефаль" с 22 октября 1907.
В должность помощника командира подводной лодки "Палтус" вступил 24 октября 1907. [570]
Высочайшим приказом по Морскому ведомству за №486 произведен в лейтенанты 6 декабря 1909.
Приказом по Морскому ведомству за №24 назначен командиром подводной лодки "Кефаль" 1 февраля 1910.
Приказом по Морскому ведомству за №98/104 предоставлено право ношения знака об окончании полного курса наук Морского кадетского корпуса 11 мая 1910.
Приказом по Морскому ведомству за №428/250 отчислен от должности командира подводной лодки "Кефаль" 15 октября 1910.
Тем же приказом переведен в Балтийский флот 15 октября 1910.
Приказом начальника Действующего флота в Тихом океане числится выбывшим по переводу в Балтийский флот с 6 декабря 1910.
Приказом начальника Действующего флота Балтийского моря за №13 назначен старшим помощником командира подводной лодки "Аллигатор" (2-го ранга) 24 января 1911.
Всемилостивейше пожалован орденом Св. Станислава 3-й степени 6 декабря 1911.
Приказом начальника Бригады подводных лодок Балтийского моря за №442 назначен временно командующим подводной лодкой "Окунь" 16 ноября 1912.
Приказом по Морскому ведомству за №362 назначен командиром подводной лодки "Окунь" 23 декабря 1912.
Приказом командующего флотом Балтийского моря за №264 награжден мечами и бантом к имеемому ордену Св. Станислава 3-й степени 8 марта 1915.
Его же приказом за №787 пожалован орденом Св. Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени 19 июля 1915.
Высочайшим приказом по Морскому ведомству за №1502 произведен в старшие лейтенанты за отличие по службе 26 ноября 1915.
Приказом командующего флотом Балтийского моря за №1423 пожалован Георгиевским оружием 30 декабря 1915.
Приказом командующего Дивизией подводных лодок Балтийского моря за №32 уволен по болезни в отпуск на два месяца 12 января 1916.
Циркуляром Главного морского штаба за №214 объявлено о пожаловании французского ордена Почетного легиона Кавалерского Креста 21 марта 1916.
Приказом по Дивизиону подводных лодок Балтийского моря [571] за №149 награжден медалью за отличное выполнение мобилизации в 1914 году 3 апреля 1916.
Приказом командующего флотом Балтийского моря за №259 назначен старшим офицером эскадренного миноносца "Гавриил" (2-го ранга) 3 апреля 1916.
Приказом начальника 4-го дивизиона подводных лодок Балтийского моря за №169 объявлено, что подводную лодку "Окунь" на законном основании сдал 9 апреля 1916.
Согласно приказу по Морскому ведомству за №3615 от 15 декабря 1916 года (статьи 138-2 и 138-3) получает особое вознаграждение за десятилетнюю службу в подводном флоте в размере 75% от основного оклада содержания с 1 января 1917.
Приказом начальника 3-го дивизиона эскадренных миноносцев Балтийского моря за №41 командирован в распоряжение начальника Службы связи Балтийского моря 5 марта 1917.
Циркуляром штаба командующего флотом Балтийского моря за №88 назначен в Службу связи Балтийского моря 9 апреля 1917.
Приказом командующего флотом Балтийского моря за №115 назначен и. д. штаб-офицера Временного оперативного отделения при начальнике Службы связи Балтийского моря 14 апреля 1917.
Приказом командира временного Одесского военного порта за №663 зачислен в резерв чинов флота 18 июля 1918.
Приказом Главного командира флота и портов Черного и Азовского морей за №313 назначен начальником 2-го отделения Отряда средств высадки войск Черного моря 7 сентября 1918.
Начал службу в Добровольческой армии, состоя в той же должности начальника 2-го отделения Отряда высадки 6 ноября 1918.
Приказом командующего флотом на Юге России за №139 назначен начальником Дивизиона броневых катеров 2-го отряда судов для действия на реках 14 февраля 1919.

Подписал начальник 2-го отряда судов для действия на реках капитан 2 ранга Власьев

* * *
Приказом Главного командира флота и портов Черного и Азовского морей за №864 зачислен в резерв чинов флота 19 июня 1919.
Его же секретным приказом за №410/с назначен начальником Отряда высадки для взятия г. Одессы 7 августа 1919.
Его же приказом за №1870 Отряд высадки расформирован 22 августа 1919. [572]
Приказом командующего Черноморским флотом за №300 назначен командиром вспомогательного крейсера 2-го ранга "Цесаревич Георгий" 11 сентября 1919.
Его же приказом за №1146 отчислен от должности командира вспомогательного крейсера 2-го ранга "Цесаревич Георгий" с зачислением в резерв чинов флота 5 ноября 1919.
Приказом командующего Черноморским флотом за №1380 объявлено, что вспомогательный крейсер "Цесаревич Георгий" на законном основании сдал 25 ноября 1919.
Приказом Главнокомандующего Вооруженными Силами на Юге России за №21 произведен в капитаны 2 ранга за отличие по службе со старшинством с 7 декабря 1918 года 30 ноября 1919.
Приказом командующего Черноморским флотом за №132 назначен в Морской отдел Особой части штаба Главнокомандующего Вооруженными Силами на Юге России при штабе командующего Черноморским флотом 11 января 1920.
Его же приказом за №892 отчислен в распоряжение начальника штаба флота за расформированием Морского отдела Особой части штаба Главкома ВС на Юге России 26 февраля 1920.
Его же приказом за №1058 назначен комендантом парохода "Харакс" 3 марта 1920.
Приказом Главнокомандующего Вооруженными Силами на Юге России за №66 произведен в капитаны 1 ранга согласно статуту ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия 19 мая 1920.
Состоя в должности коменданта парохода "Харакс" принимал участие в эвакуации из Крыма частей армии генерала Врангеля, доставив из Керчи 2500 казаков 1-й и 2-й Донских дивизий и приведя на буксире пароход "Алкивиадис" с 1000 человек казаков 8 ноября 1920.
Отчислен от должности коменданта парохода "Харакс" за его демобилизацией 23 января 1921.
Подписал старший морской начальник в Константинополе инженер-механик генерал-лейтенант Ермаков
С подлинным верно: старший флаг-офицер старший лейтенант Копытько
Гербовая печать "Русский Старший Морской Начальник в Константинополе"
31 мая 1921 года №314.

X. Бытность вне службы

В двухмесячном отпуске по болезни; явился в срок 12 января 1916.

XI. Холост или женат, на ком, имеет ли детей, год, месяц и число рождения детей: какого они и жена вероисповедания

16 сентября 1907 года вступил в первый законный брак с дочерью генерал-лейтенанта в отставке Воронцова-Вельяминова девицей Марией Ивановной. Детей не имеет.

XII. Есть ли за ним, за родителями его, или когда женат, за женою недвижимое имущество, родовое или благоприобретенное

Не имеет.

XIII. В штрафах по суду или без суда, также под следствием был ли, когда, за что именно и чем дело закончено

Не подвергался.

XIV. Бытность в походах и делах против неприятеля с объяснением: где именно, с какого и по какое время; оказанные отличия и полученные в сражениях раны или контузии

Командуя подводной лодкой "Окунь", в 1914 году совершал выходы на позицию в Финский залив: 18 июля для прикрытия заградителей, занятых постановкой Центрального минного заграждения (острова Нарген-Макилотто).
20 июля, 29 июля, 24 августа - по тревоге.
В 1915 году - выходы в Балтийское море:
7-8 мая - крейсерство при входе в Рижский залив для обеспечения нашим миноносцам свободного возвращения из экспедиции по обстрелу побережья у маяка Стейнорт.
21-22 мая - крейсерство на параллели маяка Люзерорт для такой же цели.
21 мая - атака германской эскадры из десяти (10) линейных кораблей, окруженных миноносцами.
Прорыв охранной линии, столкновение (под водой) с головным линейным кораблем, вышедшим из строя, чтобы таранить лодку; одной из выпущенных перед столкновением четырех мин взорван линейный корабль "Виттельсбах".
Результатом действий подводной лодки "Окунь" явился отход [574] германской эскадры и отказ от выполнения задуманной операции по прорыву германского флота в Рижский залив.
14-16 июня - крейсерство в виду г. Виндава.
15 июня - атака германского легкого крейсера "Аугсбург" во время преследования им наших миноносцев у маяка Люзерорт. Атака эта принудила крейсер прекратить преследование и уйти в море.
19-21 июня - крейсерство на курсе норд-вест-зюйд-ост 45 градусов от маяка Стейнорт, занятого неприятелем.
3-4 июля - крейсерство к весту от маяка Люзерорт.
5 июля - крейсерство у занятого неприятелем г. Виндава для воспрепятствования десанту германских войск, подлежавших перевозке из Либавы.
Благодаря обнаруженному германскими постами присутствию перед портом Виндава подводной лодки перевозка десанта не состоялась.
6-7 июля - крейсерство у входа в Рижский залив.
9-12 сентября - в дежурстве на Аренсбургском рейде, причем 10 сентября отбит налет германского гидроаэроплана.

Состоя в рядах Добровольческой армии

10-11 августа 1919 года, командуя Отрядом высадки войск, высаживал десант Сводно-драгунского полка у Сухого лимана и, следуя со своими судами за полком, по мере его продвижения к г. Одессе обеспечивал десанту обратную посадку в случае неудачи.
11 августа 1919 года с судами своего отряда первым вошел в гавань г. Одесса, первым вошел в город со стороны порта и, заняв телефонную станцию, обеспечил связь между немногочисленными, разбросанными по всему городу частями Добровольческой армии.
С 3 по 9 октября 1919 года, командуя вспомогательным крейсером 2-го ранга "Цесаревич Георгий" и имея в своем распоряжении транспорт "Виолетта", перевез из Сочи в Мариуполь десант из 1023 человек Кавказского офицерского полка с обозом и лошадьми.
С 10 по 16 октября 1919 года, командуя вспомогательным крейсером 2-го ранга "Цесаревич Георгий", принимал участие в совместных операциях флота с сухопутными частями по ликвидации на побережье Азовского моря повстанческих банд Махно.
13 октября 1919 года, командуя тем же крейсером, обстреливал село Петровское, после чего был свезен на берег судовой десант для разведки действий махновцев. [575]
14 октября 1919 года, командуя тем же крейсером, принял участие в занятии города Бердянска войсками Добровольческой армии.

XV. Сколько кампаний служил на море, где, на каком военном судне, под чьею командою или сам командиром судна или эскадры; особые поручения сверх прямых обязанностей по Высочайшим повелениям или от начальства

ВОСПИТАННИКОМ

В 1901 г. с 12 мая по 11 августа на учебном судне "Моряк" и крейсере 2-го ранга "Вестник" в Учебном отряде судов Морского кадетского корпуса в плавании по Балтийскому морю 92 дня плавания на основании положения о морском цензе.
В 1902 г. с 5 мая по 4 августа на крейсере 1-го ранга "Князь Пожарский" под командой капитана 1 ранга Купреянова в Учебном отряде судов Морского кадетского корпуса в плавании по Балтийскому морю 92 дня.
В 1903 г. с 17 мая по 9 августа на учебном судне "Верный" под командой капитана 2 ранга Воеводского в Учебном отряде судов Морского кадетского корпуса в плавании по Балтийскому морю 92 дня.
В 1904 г. с 10 мая по 24 июня на крейсере 1-го ранга "Адмирал Корнилов" под командой капитана 1 ранга Нельсон-Гирста в Учебном отряде судов Морского кадетского корпуса в плавании по Балтийскому морю 45 дней.
В том же году с 24 июня по 5 августа на крейсере 2-го ранга "Вестник" под командой капитана 2 ранга Варнека в том же отряде и плавании 43 дня.

ОФИЦЕРОМ

В 1905 г. с 25 июля по 1 января 1906 г. на подводной лодке "Сиг" помощником командира во внутреннем плавании под командой лейтенанта Гадда 2-го 212 дней.
С 1 января 1906 г. по 1 января 1907 г. на подводной лодке "Сиг" помощником командира во внутреннем плавании под командой лейтенанта Гадда 2-го 487 дней.
С 1 января 1907 г. по 4 сентября помощником командира подводной лодки "Сиг" под командой лейтенанта Кржижановского во внутреннем плавании и в вооруженном резерве 232 дня.
В 1907 г. с 20 по 22 октября командиром подводной лодки "Кефаль" в вооруженном резерве 3 дня.
В том же году с 22 октября по 20 ноября на подводной лодке "Палтус" помощником командира во внутреннем плавании 25 дней.
С 1 января 1908 г. по 1 июля того же года на подводной лодке "Кефаль" сам командиром в вооруженном резерве и внутреннем плавании 90 дней.
В том же году с 1 июля по 1 января 1909 г. на той же лодке в том же плавании и на той же должности 192 дня.
В 1909 г. с 1 января по 30 июня на подводной лодке "Кефаль" сам командиром в вооруженном резерве и внутреннем плавании 181 день.
В том же году с 1 июля по 31 декабря на той же лодке в той же должности и в том же плавании 214 дней.
В 1910 г. с 1 января по 30 июня на подводной лодке "Кефаль" сам командиром в вооруженном резерве 60 дней.
В том же году с 1 июля по 2 декабря на той же лодке в той же должности в вооруженном резерве 52 дня.
В 1911 г. с 24 января по 1 января 1912 г. на подводной лодке "Аллигатор" под командой старшего лейтенанта Безкровного старшим помощником командира во внутреннем плавании и в вооруженном резерве 284 дня.
В 1912 г. с 1 января по 21 апреля на подводной лодке "Аллигатор" под командой старшего лейтенанта Безкровного в вооруженном резерве в той же должности 37 дней.
В том же году с 21 апреля по 30 июня на той же лодке под той же командой и в той же должности во внутреннем плавании 98.
В 1912 г. с 1 июля по 19 ноября на подводной лодке "Аллигатор" под командой старшего лейтенанта Безкровного и старшего лейтенанта Вальронда старшим помощником командира во внутреннем плавании 141 день.
В 1912 г. с 23 ноября по 31 декабря на подводной лодке "Окунь" сам командиром в вооруженном резерве 13 дней.
В 1913 г. с 1 января по 30 июня на той же лодке в той же должности в вооруженном резерве и внутреннем плавании 159 дней.
В том же году с 1 июля по 31 декабря на той же лодке в той же должности во внутреннем плавании и вооруженном резерве 176 дней.
В 1914 г. с 1 января по 30 июня на подводной лодке "Окунь" сам командиром в вооруженном резерве и внутреннем плавании 65 дней.
В том же году с 1 июля по 31 декабря на той же лодке сам командиром в плавании военного времени 245 дней.
В 1915 г. с 1 января по 30 июня на той же лодке сам командиром в плавании военного времени 241 день.
В том же году с 1 июля по 31 декабря на подводной лодке [577] "Окунь" сам командиром в плавании военного времени 245 дней.
В 1916 г. с 1 января по 9 апреля на подводной лодке "Окунь" сам командиром в плавании военного времени 132 дня.
В 1916 г. сб по 31 декабря на эскадренном миноносце 2-го ранга "Гавриил" старшим офицером под командой капитана 2 ранга Шишко в плавании военного времени 26 дней.
В 1917 г. с 1 января по 6 марта на том же корабле в той же должности под той же командой в плавании военного времени 65 дней.
В службе сего офицера не было обстоятельств, лишающих права на получение знака отличия беспорочной службы или отдаляющих срок выслуги к сему знаку.

Подписал начальник 2-го Отряда судов для действий на реках капитан 2 ранга Власьев
Флаг-офицер прапорщик Федоров

В 1919 г. с 11 сентября по 11 ноября на вспомогательном крейсере 2-го ранга "Цесаревич Георгий" сам командиром в плавании военного времени 61 день.
В послужном списке прошито и пронумеровано 14 (четырнадцать) страниц. К послужному списку подшит документ о времени службы в подводном плавании.

Начальник дивизиона подводных лодок Черного моря
июля 4 дня 1919 г. № 762, рейд Новороссийск

УДОСТОВЕРЕНИЕ
Настоящим свидетельствую, что старший лейтенант Василий Меркушов с 28 апреля 1905 года по 9 апреля 1916 года, т. е. в течение 11 (одиннадцати) лет, состоял на службе в подводном плавании.

Капитан 2 ранга Погорецкий
За флаг-офицера лейтенант Звегинский
Гербовая печать "Дивизион подводных лодок Черного моря"
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Мар 26, 2010 9:43 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Кронштадтская школа водолазов.


В середине XIX века после освобождения Севастополя и окончания Крымской войны возникла острая необходимость в работе водолазов по подъему орудий с затопленных кораблей и расчистке фарватера. По свидетельству современников, «на флоте тогда работали так называемые вольные водолазы, которые подчас были плохо обучены, но ценили свой труд дорого. Эти водолазы организовывались в небольшие бригады. В основном они использовали вентилируемое снаряжение отечественного изобретателя мастера Гаузена, а также иностранный вентилируемый скафандр «Денейруза». Вольный водолаз-учитель, которому платили хорошо, нисколько не был заинтересован дать правительству более дешевого конкурента и не старался надлежаще выучить матроса, показать ему суть дела: напротив, он скорее запугивал ученика, чем обучал его. Редкому ученику удавалось спуститься раза 3-4 за весь учебный сезон и то не свыше четырех сажен (глубина гавани). Изучение же аппарата не шло далее простого детального его осмотра под руководством безграмотного учителя-водолаза... Что же удивительного, если из такой «школы» выходили плохие водолазы, трусливые, не вселявшие к своей работе никакого доверия начальства…». Таким образом, развитие водолазного дела в России в шестидесятых годах XIX столетия было обусловлено развитием военно-морского флота и минного дела.

Image

Уже в 1861 г. в штаты экипажей военных кораблей русского флота были введены водолазы, а водолазное снаряжение стало табельным имуществом, а 5 мая (н.с.) 1882 г. в г. Кронштадте при минной части открылась Школа водолазов. Основателем водолазной школы и ее просвещенным руководителем стал капитан 1 ранга (впоследствии адмирал) Владимир Павлович Верховский.
…Открытие водолазной школы покончило с кустарным обучением специалистов. Теперь подготовка водолазов могла быть поставлена на научно-медицинскую основу. Начальником школы водолазов был назначен капитан-лейтенант А.Г. Леонтьев, а врачом - М.Н. Храбростин. В Указе Императора Всея Руси Александра III было сказано, что водолазная школа должна готовить «опытных в водолазном деле офицеров и нижних чинов для судовых надобностей и подводных минных работ».
Приказом от 14 августа 1882 года за № 255 были объявлены для руководства «Временные правила и меры для обучения водолазному искусству». В правилах определялись обязанности врача, предписывалось из числа минных офицеров и минных механиков подготовить водолазных офицеров, которые впоследствии были бы двигателями этого искусства. В правилах регламентировалась частота спусков под воду в зависимости от времени пребывания на грунте.
В сентябре 1882 года учеными отделения морского Технического комитета было написано «Положение о водолазной Школе и партии». В «Положении» указывалось, что в «водолазную школу принимаются не иначе, как по освидетельствованию врачом их физической способности к этой специальности и по испытании их организма одним или двумя спусками под воду». Здесь же определялись «обязанности судовых водолазов и лиц, причастных к водолазному делу». Указывалось, что «каждого водолаза следует упражнять в спуске в воду не менее 4 раз в месяц и о всяком спуске заносить в вахтенный журнал с подробным обозначением причины, места, глубины и времени, на которое спускали водолаза».
Примечательно, что Михаил Николаевич Храбростин, врач школы водолазов, в русско-японскую войну 1904 года возглавлял медицинскую службу на крейсере «Варяг». За свой подвиг, выразившийся в талантливой организации медицинской помощи раненым морякам крейсера «Варяг», М.Н. Храбростин был награжден орденом Святого Георгия IV степени, который лично вручал ему в апреле 1904 года Император Николай II на Дворцовой площади.
Перед Школой была поставлена задача организовать систематическую подготовку всех категорий персонала, занятого на подводных работах, а именно: водолазов, умеющих спускаться под воду на возможно большую глубину и обученных выполнять судовые водолазные работы; старшин водолазных станций; офицеров-руководителей водолазных работ. В 1883 году офицерами Данилевским, Беловым и врачом Храбростиным была написана первая учебная программа.
Первые годы внутренней деятельности Школы были посвящены собиранию материалов для правильной постановки дела: занимались переводами, составляли учебные пособия. Издавали инструкции, чертежи, сводили в одно целое собственные наблюдения, решались общие вопросы в общих собраниях. Несмотря на трудности в период своего становления, Школа за четыре года своего существования подготовила около 200 водолазов из состава нижних чинов и более 40 офицеров.
Создание учебного заведения в Кронштадте ознаменовало новый этап в развитии водолазного дела в России. Школа водолазов стала центром, объединившим научную мысль в области водолазного дела и подводной физиологии. При основании Школы руководством для проведения работ служили краткие иностранные брошюры рекламного характера, книги по физиологии подводных работ. Учебный курс в Водолазной школе длился год и состоял из двух «семестров»: зимний - теоретический, летний - практический.
Занятия зимой проводились в учебном здании и включали в себя подготовительно-теоретический курс (общее образование и специальная теория), изучение материальной части с разборкой, изучением и сборкой водолазных аппаратов; почти ежедневно производились спуски в воду, в гидротанк (водолазную башню) глубиной около 3,5 м. В 1896 г. в Школе ввели в строй 7-метровый бассейн с электрическим освещением, в котором производились зимние спуски курсантов.
Летние спуски проводились в течение 3-4 месяцев на учебном полигоне в Бьоркезунде (Финляндия). Погружения осуществлялись с борта блокшива ежедневно, причем во время обучения глубина постепенно увеличивалась, достигая к концу обучения 40 м. Занятия в Школе проводились в соответствии с Положением о водолазной Школе, которое регулярно, через каждые 3 года, корректировалось с учетом изменений на флотах и совершенствования водолазной техники. Штатное расписание и смета расходов утверждались Адмиралтейств-советом. Например, утвержденное в марте 1888 г. Адмиралтейств-советом «Положение о водолазной школе и партии водолазов» определяло штат водолазной школы следующим образом:
1) начальник водолазной школы;
2) заведующий аппаратами (он же преподаватель в офицерском классе);
3) 2 преподавателя для обучения матросов;
4) врач (он же преподаватель физиологии и гигиены);
5) чиновник, заведующий имуществом и письмоводитель;
6) фельдшер, минный унтер-офицер, машинист и 10 указателей водолазов.
Первым «пробным камнем» для курсантов Школы был осмотр дна кронштадтских гаваней и расчистка их от свай и камней. При этом выяснилось, что курсанты работают гораздо лучше и успешнее, чем «вольные водолазы», и это сразу породило доверие к Школе. Впоследствии преподаватели, инструкторы и курсанты школы, будучи лучше обучены и оснащены, чем обычные портовые водолазы, неоднократно привлекались командованием для выполнения самых сложных, в том числе аварийно-спасательных, подводных работ.

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Мар 26, 2010 9:53 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Image

Первым руководителям Водолазной школы пришлось создавать научно-технические основы водолазного дела с азов. Имевшиеся к тому времени сведения практически не касались вопросов водолазного снаряжения и оборудования, которые, по убеждениям того времени, «так примитивны, так просты и грубы, что не было никакой цели и смысла подвергать их тщательному научному анализу». Преподаватели и офицеры-курсанты Школы из собственного опыта фиксировали каждый факт и каждое явление, собирали экспериментальные данные и изучали их с тем, чтобы выявить закономерности и создать методики инженерных расчетов. Анализируя последовательно каждый элемент, каждый узел водолазного снаряжения и оборудования, офицеры Школы определили производительность существовавших в то время водолазных шлангов и влияние их свободного сечения на количество подаваемого водолазу воздуха. Проанализировали достоинства и недостатки существовавших шлемов, рубах, грузов и пр. Создание новых образцов водолазной техники и снаряжения позволило значительно увеличить глубину погружения водолазов, расширить выполнение водолазных работ. Уже в 1894 году, отрабатывая практические задачи, курсанты школы водолазов погружались на глубину до 30 саженей (63 м 90 см).
Особо необходимо отметить, что практические навыки курсанты приобретали, работая на аварийных или затонувших кораблях. Это значительно способствовало профессиональной подготовке будущих специалистов водолазного дела. Выполняя подводные работы помимо учебных спусков, инструкторы и ученики школы спасли немало аварийных кораблей и судов уже в первом десятилетии активного существования Водолазной школы. Достойно справились с рядом сложных работ на затонувших судах.
Учебное заведение активизировало флотскую научную мысль. Так, мичманом Сергиевским, который в 1883 году окончил Школу водолазов, в 1884 году было написано учебное пособие «Книга названий частей водолазных аппаратов и их принадлежностей», а в «Медицинских прибавлениях» к журналу «Морской сборник», начиная с основания Кронштадтской школы водолазов, стали регулярно печататься статьи первых русских водолазных врачей П.С. Качановского, М.Н. Храбростина, Н.А. Есипова, Ф.И. Шидловского, В.П. Аннина и других. Кстати П.С. Качановский в 1879 году стал первым читать лекции по подводной физиологии и гигиене в Морском собрании.

Image

В 1884-85 годах в штат водолазной школы вводятся 10 указателей (инструкторов) из нижних чинов, ранее успешно окончивших курс водолазной школы. В этом же году впервые обращается внимание на физическую подготовку и закаливание учеников к холоду - дважды в день от 8 до 9 часов утра и от 5 до 6 часов вечера проводятся занятия по плаванию на большое расстояние под руководством указателей.
В 1884 г. отпечатано руководство: «Обучение водолазному делу в водолазной Школе и распределение времени занятий 1884/85 год с программой и расписанием». В этом документе четко определяются функциональные обязанности указателей, помощника начальника водолазной партии, механика, водолазного врача и преподавателей.
В том же учебном году введены «Правила ухода за заболевающим при водолазных работах». В общих замечаниях имелось указание о том, что «при водолазной работе только тогда можно быть спокойным за безопасность для здоровья водолаза, когда все предосторожности, указываемые правилами о спуске людей в воду, соблюдены со строжайшей точностью».
В 1885 г. начальник Школы водолазов капитан 2 ранга П.С. Бурачек разработал «Правила предостережения при спусках водолазов под воду». Это был прототип правил водолазной службы. Под руководством лейтенанта А.П. Еноховича были разработаны первые телефонные приспособления для водолазов (в дальнейшем, после смерти А.П. Еноховича, эту работу успешно продолжил лейтенант Е.В. Колбасьев). В 1885 году лейтенант Е.П. Тверитинов разработал принципиальную схему автономного подводного электрического освещения, а поручик Золотухин, работавший при минном офицерском классе, изобрел вторичные элементы, которыми заменили свинцовые грузы на груди и спине водолаза. Принятая на снаряжение водолазная помпа Е.В. Колбасьева, окончившего Школу водолазов в 1884 г., оказалась надежнее заграничных образцов. В конце 80-х годов была разработана и создана более прочная водолазная рубаха, чем применяемые раньше заграничные образцы. Был разработан и новый водолазный шланг, который выдерживал перепады температуры и не деформировался при сжатии и растяжении.

Image

В 1893 году врач Ф.И. Шидловский изобрел автоматический травящий клапан, который обеспечивал повышенную вентиляцию подкостюмного пространства без опасности выбрасывания водолаза на поверхность при избыточной подаче воздуха и скафандр. Автоматический клапан Ф.И. Шидловского используется по настоящее время как у нас, так и за рубежом. А.А. Кононов разработал проект насоса (компрессора). Он же работал над созданием водолазного шлема для глубоководного снаряжения. Врач Н.А. Есипов и мл. инженер-механик Л.А. Родионов в 1898 г. создали фотоаппарат для подводных съемок. Сделанные с помощью этого аппарата подводные снимки демонстрировались как у нас в стране, так и за рубежом. Врач В.П. Аннин и инженер-механик Г.А. Пио-Ульский создали кардиофон - прибор для выслушивания работы сердца водолазов под водой, а мичман В.К. Богданович, окончивший школу водолазов в 1894 г., изобрел 4-цилиндровую водолазную помпу.
Телефон Е.Б. Колбасьева был усовершенствован лейтенантом М.К. Шульцем в содружестве с изобретателем радио А.С. Поповым. В 1889 г. испытывался железоискатель, изобретенный лейтенантом М.К. Шульцем. Словом, Школа водолазов стала научно-техническим центром развития водолазного дела в стране. Начиная с 1887 г. русский флот полностью перешел на снабжение отечественными образцами водолазного снаряжения.

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Мар 26, 2010 10:02 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Image

В первых «Правилах водолазной службы», изданных в Кронштадтской школе водолазов в 1896 году, указывалось в § 12: «Водолаз, желающий безвредно и успешно заниматься своим ремеслом, должен вести правильный образ жизни: почему привычного пьяницу необходимо исключить из списков водолазов». § 25: «Водолаза нельзя спускать:
а) при жалобе на болезнь или недомогание;
б) нетрезвого, или на другой день после сильного опьянения;
в) если от обеда до спуска прошло менее 2 часов (хлеб, картофель, капуста, говядина перевариваются в продолжение более 3 часов)».
Капитаном 2 ранга А.А. Кононовым был разработан проект водолазного бота. По этому проекту в мастерских Школы было построено пять ботов. А.А. Кононов не раз обращался в Морское министерство с ходатайствами о постройке водолазно-спасательного судна «Водолаз», но министерство так и не дало на это согласия.
В 1903 г. он вновь возбудил вопрос о водолазно-спасательном пароходе и починочной мастерской (первый рапорт по этому вопросу им был подан в 1897 г.). В обоснование необходимости постройки водолазно-спасательного парохода А.А. Кононов пишет: «Необходим в партии не блокшив, а специальный водолазно-спасательный пароход-килектор, с походной мастерской, способной держаться в море и скрыться при надобности в ближайшее безопасное место.
В военное время такой специальный пароход, конечно, оставит свою учебную роль и, находясь по близости флота, не останется без самой интенсивной и полезной работы по починке аварий, осмотра подводной части, винтов, очистке фарватера, закладке мин и других надобностей».
Он также ходатайствовал о постройке специального учебного судна с отсеком живучести, в котором можно было бы учить водолазов заделке пробоин и другим работам, выполняемым при оказании помощи аварийному судну.
Окончившие Школу водолазы оставались под ее наблюдением. В октябре 1892 г. по Школе был издан приказ о создании базы данных по водолазам-выпускникам: «…Для пополнения сведений о водолазах предлагаю помощнику начальника мичману Резничу опросить всех водолазов по мере их явки в школу для повторения: о плаваниях, сделанных ими по окончании школы; о числе спусков; наибольшей их глубине; о работах, какие кто производил; сделать пометки (в специально для всего этого заведенной книге) о знании каждым водолазного дела, грамотности, оставив графу для несчастных случаев (порча аппарата, обморок, выбрасывание).
В эту же книгу внести: объем груди при вдохе и выдохе, вес, жизненную емкость легких, становую силу, измерение чего должно производиться врачом школы.

Image

…Прошу также следить, чтобы в этой же книге отмечались переводы водолазов в другие экипажи и назначение их на суда, чтобы можно было, по первому требованию, отыскать все необходимые сведения о каждом водолазе…».
Кроме начальной подготовки, в Водолазной школе проводилась ежегодная двухмесячная переподготовка водолазов, окончивших ранее Водолазную школу.
С октября 1889 г. согласно Приказу по Морскому ведомству офицеры, окончившие курс водолазной школы, стали назначаться на суда 1 ранга для плавания за границу. Кроме того, они получали право на ношение особо установленного нагрудного знака и на повышенное денежное содержание. Нижние чины (матросы) водолазы, кроме усиленного содержания, получали еще по 1 рублю за каждый час пребывания под водой.
Начиная с 1893 г. Школа водолазов принимает участие в промышленных выставках. На Всемирной выставке в Чикаго (1893) Школе присудили бронзовую медаль и почетный диплом за изобретения и усовершенствования в водолазной технике (телефон Е.В. Колбасьева, клапан Ф.И. Шидловского).
В июле 1897 г. Школа водолазов участвует во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде, где за свои экспонаты, среди которых была новая 4-цилиндровая помпа мичмана В.К. Богдановича, получила диплом и золотую медаль. На выставке в 1897 г. в Петербурге Школа была награждена серебряной медалью.
В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже Школа награждена серебряной медалью и удостоена диплома выставки. Врачу Н.А. Есипову присудили персональную серебряную медаль.
Осенью и зимой 1896 г. инструкторы и курсанты Школы участвовали в работах по снятию с мели крейсера 1 ранга «Россия» (зимние работы у крейсера «Россия» были в определенной мере шагом вперед для личного состава Водолазной школы, так как работать подо льдом учащимся Школы пришлось впервые); в работах у затонувшего на 30-метровой глубине броненосца «Гангут»; в разрушении камня, врезавшегося в носовую часть броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» и заделке пробоин на нем. Работы эти продолжались и зимой.
Броненосец «Гангут» затонул 12 июня 1897 г. в Выборгском заливе на глубине 30 м в результате повреждения днища о неотмеченную на карте подводную скалу. В течение июня водолазы обследовали корпус корабля. Броненосец лежал на левом борту, погрузившись почти до диаметральной плоскости в ил. Водолазный офицер с крейсера «Россия» Н.К. Гербих сделал точные замеры и зарисовал пробоины в днище по правому борту и в районе киля. В работах участвовали вольнонаемные водолазы с портового судна «Могучий», офицеры и инструкторы Кронштадтской водолазной школы, шведские специалисты. Следует отметить, что если у водолазов школы, работавших под водой ежедневно по 3-4 часа, не возникало никаких проблем медицинского характера, то водолазы других аварийно-спасательных партий испытывали боль в ушах, головокружение, рвоту.
Всего за период с 12 июня по 1 августа водолазы Школы провели 235 спусков на «Гангут» на глубины от 15 до 30 м. За это время произошло всего два случая выброса водолаза на поверхность, причем водолазы отделались декомпрессионным заболеванием в легкой форме (кожная сыпь и зуд).
В дальнейшем в течение 1901-1903 гг. на «Гангут» проводились практические спуски курсантов Кронштадтской водолазной школы, в ходе которых они подняли на поверхность несколько 47- и 37-мм орудий, пушку Барановского и ряд мелких предметов, а также подорвали выступавшие части.
Водолазы Школы отличились при сооружении в 1895 и 1896 гг. порта в Либаве. Постройка трехкилометрового северного мола велась от берега, где был бетонный завод; по мере удлинения мола к его концу постепенно прокладывались рельсы, по которым двигался передвижной кран. Кран храпцами брал подводимые массивы и спускал их в воду водолазу. Оказалось, что опытные водолазы при хороших водолазных аппаратах и снаряжении удешевляют и ускоряют подводные работы в несколько раз - они устанавливали от 120 до 150 бетонных массивов 3,6 х 2,4 х 1,8 м в один рабочий день.
В кампанию 1906 г. водолазная партия Школы была направлена в Гельсингфорс для подъема маячного судна, которое перевернулось и затонуло при спуске со стапеля.
Научные труды и изобретения, сделанные преподавателями Школы водолазов, вывели нашу страну в лидеры как по водолазной технике, так и достигнутым глубинам. Именно ученики Школы первыми освоили 60-метровую глубину, а в 1894 г. водолаз Арсений Коротаевский первым в мире спустился на глубину 70 метров. Не редки также стали запросы заграничных консульств по вопросам водолазного снаряжения и оборудования.
В статье «Водолазная школа» (БЭ, 5 том, под ред. С.Н. Южакова и проф. П.М. Милюкова СПб, 1901) отмечалось, что «несмотря на недавнее существование Школы, водолазное дело в России сделало большой шаг вперед; все водолазные аппараты и их принадлежности в настоящее время выделываются в России, а благодаря трудам докторов Храбростина и Шидловского, лейтенантов Колбасьева, Кононова, мичмана Серичевского и поручика Бровкинка в водолазное дело введены различные технические усовершенствования и приспособления. Польза, приносимая выпускниками Школы, велика. Например, за 2,5 года плавания фрегата «Дмитрий Донской» судовыми водолазами поднято утопленных вещей на 50000 рублей, не считая работы, выполненной для частных судов».
Водолазами школы в 1905 г. снят с камней миноносец № 215. В 1906 г. за трое суток поднята с глубины 7 сажен миноноска № 29. В 1906-1907 гг. водолазы Школы подняли затонувший на глубине 17 сажен плавучий маяк «Сарыч», шхуны «Кадет» и «Воин», а также был спасен крейсер «Казанец».

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Житель
зауряд-прапорщик


Зарегистрирован: 04.06.2009
Сообщения: 669
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Мар 26, 2010 10:06 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Image

Преподаватели Школы с полным основанием считали, что водолазные поисковые работы и судоподъем - это лучшая школа для приобретения необходимого опыта работы как для водолазов, так и для водолазных офицеров и водолазных врачей.


Image

В 1895 г. на глубине 50 метров был проведен поиск броненосца «Русалка», затонувшего в Финском заливе. Тренировочные водолазные погружения в натуральных условиях проводились при обследовании броненосца «Гангут». К достижениям водолазной Школы следует также отнести освоение спусков под лед, которые впервые проводились в 1896 г. у борта крейсера «Россия» при температуре воздуха -14о С. В 1897 г. врачами водолазной Школы впервые были описаны особенности травмы водолазов взрывной волной. В 1900 г. в практику обучения водолазов введены курсы переподготовки водолазов.


Image

На высоком уровне в школе водолазов была поставлена морально-психологическая подготовка обучающихся. Командир Кронштадтского порта С.О. Макаров (1899-1904) при разработке вопросов морской педагогики и психологии обращался за консультацией к врачам-преподавателям Школы водолазов. В книге «Рассуждения по вопросам морской тактики» С.О. Макаров ссылается на труды Шидловского о воспитании воли, которые в свою очередь базировались на учении И.М. Сеченова.

Image

_________________
Варяг не Аврора, предавать не умеет.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Показать сообщения:      
Начать новую темуОтветить на тему


 Перейти:   



Следующая тема
Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group :: FI Theme :: Часовой пояс: GMT + 4
Русская поддержка phpBB